Приставы не всегда своевременно исполняют свои обязанности, данное явление не редкость. Закон в этом случае предусматривает защиту лица, права которого нарушаются при такой инерции. В частности, лицо может подать жалобу на бездействие судебного пристава. Для этого законодательство предусматривает соблюдение определенного порядка. В чем он заключается и как его применять, мы расскажем далее.
Что считается бездействием пристава-исполнителя
Под бездействием судебного пристава (далее БСП) следует понимать отсутствие необходимых мер, которые это должностное лицо обязано было принять. Иными словами, это неисполнение таким лицом своих должностных обязанностей.
Под отсутствием действия также следует понимать непринятие того или иного решения в установленный срок.
На практике бездействие выражается в отсутствии конкретных действий, которые лицо должно было совершить, но не сделало этого. Такие конкретные действия описываются в тексте жалобы.
Основания для подачи жалобы на ФССП
В первую очередь все основания следует поделить на действие и бездействие. Действие выражается в различных деяниях должностных лиц, если эти деяния имеют противоправный характер. То есть когда имеет место нарушение прав и законных интересов заявителя и других заинтересованных лиц.
В остальном основания будут зависеть уже от определенных обстоятельств ситуации. Например:
— не были приняты меры по розыску должника;
— не были направлены запросы;
— не наложен арест на имущество должника;
— иные причины.
Жалоба на судебного пристава в порядке подчиненности
Написать на бездействие пристава вы можете, если являетесь должником, взыскателем или другим лицом, права которого нарушены таким бездействием.
1. Для того чтобы подать жалобу, определите поначалу срок для обжалования.
2. Составьте жалобу.
Сделать это можно в бумажном или электронном виде. Включите в нее следующую информацию:
— сведения о себе и приставе. К ним относятся ваше Ф.И.О. или наименование, а также местонахождение или место жительства (пребывания). О приставе укажите должность и Ф.И.О.;
— основания, на которых вы составили свою жалобу. То есть укажите, что пристав должен был сделать, но не сделал, и сошлитесь на норму закона. Укажите срок, в который пристав должен был совершить действие, и насколько он его нарушил, если такой срок установлен законом. Опишите, какие ваши права нарушены;
— укажите требования. Опишите, что настаиваете признать неправомерность бездействия, а также укажите меры, которые нужно принять для устранения;
— включите другие обстоятельства, имеющие отношение к ситуации.
3. Подайте жалобу соответствующему адресату.
Подается документ начальнику того пристава, который нарушил закон. Обычно это старший судебный пристав – начальник отдела, в котором работает нарушитель.
Способы подачи могут быть следующими:
— заказным письмом по почте;
— через курьера;
— посредством личного кабинета на госуслугах.
Сроки подачи жалобы
Подать жалобу можно в общий 10-дневный срок, установленный для жалоб на ФССП (ст. 122 закона об исполнительном производстве). При этом нужно учитывать особенности при его подсчете: начинается отсчет со следующего дня, когда наступило одно из событий:
— был установлен факт бездействия;
— вы узнали или должны были узнать о том, что должностное лицо бездействует.
Не включайте в срок те дни, которые являются нерабочими.
В случае пропуска срока подайте ходатайство о его восстановлении. Если пропуск признают уважительным и будет соблюден разумный срок для обращения, срок могут восстановить